Иисус, победивший смерть

Номер выпуска: 

Христос воскрес! Это привычное пасхальное выражение, к сожалению, не у всех звучит искренне. И даже не потому, что известно с детства. Оно просто «тост», или как надпись на открытке, которую никто не читает. Просто слова... Как часто мы произносим слова, которые не имеют (для нас лично) никакого смысла, или давно его утратили. Мы говорим «спасибо» и не благодарны, «здравствуйте» - и не задумываемся о здоровье, «люблю» - и не хотим ни время потратить, ни помочь, ни оценить, ни ободрить.

Но это совсем не значит, что произносить эти слова вовсе не имеет смысла. Скорее, произносим мы их потому, что душа требует. Что-то внутри нас тоскует по добру, которого так не хватает в последнее время. Рано или поздно, «Христос воскрес!» оживотворит, поднимет над суетой и даст надежду. Потому что это, даже не просто новость, это - Благая весть, которую нужно услышать всей душой, всем сердцем и разумом. И когда душа, сердце и разум откликнутся подлинным «Воистину воскрес!», мир вокруг преобразится.

Бог уже давно счел человечество вполне совершеннолетним, чтобы вместить весть о Христе, умершем за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания. Но мы продолжаем играть в детские игры. Мы подчеркиваем свою инфантильность, игнорируя ответственность. Бабушки, которые плетут задорные косички и наносят нелепый макияж, и дедушки, увлекающиеся пирсингом и тату – это симптомы болезни общества нашего времени - бунт против взросления, страх перед смертью. Мы стараемся быть подчеркнуто молодыми, потому что не верим в воскресение и вечность, которую Бог приобрел нам ценой жизни Своего Сына. Это протест против пасхальной вести.

Впрочем, недоверие Богу сопровождает человечество в течение всей его истории. Адам усомнился, современники Ноя смеялись, Фараон не поверил – этот список можно продолжать именами многих библейских персонажей и закончить именами из нашей современности. Однако параллельно этому списку есть список поверивших, и потому свободных и счастливых, несмотря на тяготы их жизненного пути. Этот список живых есть в послании к Евреям в 11 главе, и он не закончен по сей день. Своей верой, мы можем продолжить его нашими именами.

Вспоминая Историю христианской пасхи, нельзя не упомянуть о пасхе еврейской. Само слово буквально можно перевести как «пройти мимо». Ангел смерти должен был пройти мимо тех дверей, косяки которых были помазаны кровью невинных ягнят. Бог повелел это сделать в ночь перед выходом из Египта, где Израиль был порабощен. Можно представить, как еврейский юноша удивлялся, что его взрослый отец действительно полагает, что в эту ночь умрут все первенцы великой державы, а выживут только те, кто отужинал свежей бараниной и перепачкал двери кровью. Однако, когда на следующий день, он шел между расступившимися волнами Чермного моря, у него было время поразмыслить о великой любви и незаслуженной милости Бога к нему. Доверие Господу освободило целый народ из египетского плена.

Было у него время поразмыслить над произошедшим и во время пасхальных праздников, которые Бог повелел устраивать ежегодно, чтобы помнить и понимать, как важно доверять Его повелениям. Еще более чем тысячу лет человечество готовилось к тому, чтобы принять жертву Христа, прообразом которого был тот самый пасхальный агнец. Ежегодно отец повторял сыну, что свобода дорогого стоит, что Божья любовь против рабства, а Его заповеди описывают принципы счастливой жизни на этой планете. Он повторял, как важно хранить верность единственной жене, что злые слова несут в себе смерть, как губительны зависть и алчность, и как важно не сотворить себе кумира, нелепую подделку Великого.

Но не всякий сын был послушен отцу. О, как нам хочется сотворить иной мир, свой, где можно было бы все обустроить по-своему, и ни за что не нести ответственность! Где брошенная жена была бы счастлива, а кровь невинных младенцев в мусорных баках у абортариев не волновала, где можно было бы расточить имение с блудницами, и при этом разбогатеть. Но, увы, это ни у кого не получилось. Потому что жизнь изобрел Святой Бог. А юноша не поверил и оказался у лотка с отрубями для свиней. Грех – это рабство потяжелее египетского. Как пригодился бы теперь пасхальный агнец! И как нужен в этот момент отец, уверенно готовящийся к исходу.

Юноша возмужал, но по-прежнему не был достаточно мужественен, чтобы принять на веру, что из греховного плена есть выход, что Отец простит любой грех. Небесный Отец уже давно приготовил новое наследие. Он готов сегодня одеть в чистую одежду праведности вернувшегося сына. У него есть перстень власти для Своего наследника.

И Он продолжает ждать, что мы поверим Ему: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… Ибо Пасха наша – Христос, закланный за нас…»

Он продолжает ждать, что мы поверим в его совершенный и добрый жизненный путь для каждого Своего сына и дочери. И что «идущий этим путем, даже и неопытный, не заблудится».

У совершеннолетнего человечества есть все шансы проверить истинность Божьего Слова. Однако придется пожертвовать своими домыслами о жизни, правде и справедливости. Но взамен обретешь вечную жизнь и продолжишь список героев веры, прошедших Божий путь, пусть непростой, но достойный человека свободного и счастливого.

Пасхальная поздравительная весть – это проповедь и напоминание самим себе – нас ждет вечная жизнь, и ради этого стоит с верой провозглашать:

«Христос Воскрес! Воистину Воскрес»

Алексей Воложанин, бакалавр богословия, пастор церкви, Иркутск.

Название служения: 
Категория назидания: 
Метка (тема) статьи: