Причастие учеников

Номер выпуска: 

В пятницу, предшествующую Пасхе, великой победе над смертью, Христос был распят. Но за день до того, в четверг, который в народе называют “чистым”, Он собрался со своими учениками на Тайную вечерю. И там, в доверительном дружеском общении, помимо прочего, Иисус оставил для всех нас, Его последователей, одну заповедь, обязав неукоснительно соблюдать ее. Об этом повелении рассказывает пастор Павел Гаврись.

Сегодня я хочу рассказать вам о том, что же такое Вечеря Господня? Другие её названия в разных течениях христианства: Святое Причастие, Хлебопреломление, Евхаристия, Месса. Здесь я постараюсь представить наш евангельский взгляд на это установление Христа. Так как в Писании это событие прямо не названо каким-либо термином, мы называем его заповедью, установлением, повелением Христовым.

Косвенно к нему можно применить такие библейские слова, как “Вечеря”, хотя вечерей в те времена именовалась любая трапеза (обед, ужин). Слово “Причастие” тоже не в полной мере отражает содержимое этого обряда, так как слова «все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17), означают принимать участие, участвовать, иметь долю. “Хлебопреломление” - это то, что практиковала по домам первая Церковь (Деян.2:42, Деян.2:46), означало, возможно, и просто принятие пищи, но более вероятно, что 42 стих говорит нам именно об этой заповеди Христа. Так же в тех случаях, где в Евангелиях или в Послании Коринфянам описывается установление Вечери Христом, говорится о благодарении перед преломлением хлеба, «благодарив, преломил и подал им», что по-гречески звучит как «евхаристев». Отсюда еще одно название этому установлению – Евхаристия. Не столь важно, как мы называем это повеление Христа, важнее то, как мы его понимаем и практикуем.

Во-первых, раз это повеление или заповедь Самого Господа, то практиковать ее несомненно необходимо, что мы и делаем. Во-вторых, на Вечерю Иисус собрал Своих учеников, а не всех желающих или любопытных. Эти ученики имели призвание научить все народы соблюдать все, что Господь повелел им. Они-то и передали заповедь о Вечере последующим поколениям учеников, а те дальше, записывая в книги, которые стали частью Библии. Так эта заповедь дошла до нас. Принадлежит она ученикам Христа, то есть верующим в Него, христианам. В-третьих, верующим во Христа нужно быть не по названию, а на деле. Как в этом случае узнать, кто верующий, а кто нет, кто может принимать Причастие, а кто нет? Роль такого «разграничителя» в нашем вероучении играет водное крещение, которое в какой-то степени проводит границу между учеником Христа и интересующимся, членом церкви и прихожанином. Тот, кто уверовал во Христа, принял Его учение и собирается исполнять его до конца своих дней, должен в подтверждение этого креститься (Матф.28:19-20; Мар.16:16). Таким образом, в евангельских церквях крещение является знаком осознанного ученичества или серьезного христианства. Крещеный человек – это настоящий верующий, который на деле подтвердил и подтверждает ежедневно истинность своей веры. Именно такой человек и имеет право, как ученик Христов участвовать в хлебопреломлении. Почему? Потому что хлебопреломление или Вечеря Господня содержит в себе глубокий смысл, понятный только одному верующему, точнее истинно верующему. Для неверующего же атрибуты Хлебопреломления: хлеб и вино, являются обыкновенной пищей, которую они могут самостоятельно купить и употреблять дома. В церкви же хлеб и вино не просто пища для утоления голода, не для этого христиане собираются на Вечерю, но хлеб и вино в церкви являются символами, указывающими на крест, где был распят Христос. Хлеб - это символ Его тела, пригвожденного ко кресту: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лук.22:19). А вино – символ крови, пролитой за грехи людей: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:27-28). В целом служение хлебопреломления - это воспоминание жертвы Христа, смерти Его за наши грехи, воспоминание Его страданий, воспоминание той цены, которая была уплачена за наше спасение, воспоминание Самого Господа «сие творите в Мое воспоминание» (Лук.22:19; 1Кор.11:24). «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Все приведенные здесь места Писания говорят о том, что Причастие необходимо только верующим, потому что за их грехи умирал Христос, их Он искупил Своей жертвой, им Он дал новое рождение и новую жизнь, и только они могут вспоминать постоянно то, что однажды получили, уверовав во Христа.

Может быть, вы дорогой читатель, сейчас негодуете в сердце своем: «Как это так, если я, еще не приняв водного крещения, приду в церковь на Вечерю, то хлеб и вино мне вкушать будет нельзя?» Совершенно верно. Еще нельзя. Но если вы бьете себя в грудь, доказывая, что вы человек истинно верующий, тогда что мешает вам принять крещение? Просите в церкви крещения, примите его и участвуйте в хлебопреломлении с чистой совестью.

Один эфиоплянин, вельможа царицы Эфиопской, возвращался из Иерусалима домой, читая дорогой пророка Исаию, но ничего не понимал. По велению Духа Божия к колеснице евнуха пристал благовестник Филипп. Он услышав, что евнух читает пророка Исаию, сказал: Разумеешь ли, что читаешь? Тот сказал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? - и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? Ибо взъемлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: Прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: Вот вода; Что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: Если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. (Деян.8:26-38).

Эфиопский вельможа, уверовав, не стал медлить, сказав: «Что препятствует мне креститься?» Если вы веруете, что Иисус Христос умирал и за ваши грехи, веруете от всего сердца, то и вам можно участвовать в Вечере, но сначала нужно креститься, подтвердив тем самым, что вы стали на путь ученичества, на путь исполнения заповедей и учения Христа. Ведь настоящий христианин лишь тот, кто является последователем Христа, само слово об этом говорит – христианин. Если вы настоящий христианин или хотя бы стремитесь быть таковым, то следующие ступени духовной лестницы в Небо – это водное крещение и Вечеря Господня. Будете вы подниматься по ней или нет – зависит от вас!

Павел Гаврись, пастор церкви, г. Шелехов.

Название служения: 
Категория назидания: 
Метка (тема) статьи: