Крещение как оно есть

Номер выпуска: 
“Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.” (1Пет.3:21)

19 января состоялся праздник крещения Господня. Поэтому сегодня, спустя время, можно порассуждать о том, в чем же все- таки смысл крещения.

Конечно, у людей всегда есть много мнений по любому вопросу. Но в этой статье автор хотел руководствоваться не мнением людей, а словом Божиим – Библией.

Давайте разберемся со смыслом крещения!

Начать нужно с того, чтобы понять, что означает это слово. Изначально Библия была написана на трех языках, и мы сейчас читаем перевод на русский язык. У нас очень хороший перевод, но все-таки это перевод. И не всегда слово в одном языке имеет точно такое же значение в другом языке. Ветхий Завет был написан на еврейском и арамейском языке, а Новый Завет на греческом. В Ветхом Завете слово “крещение” - это еврейское «атбала», а в Новом Завете - это греческое слово «баптизо». И еврейское «атбала» и греческое «баптизо» имеют один смысл – окунуть, обмакнуть, погрузить. Плутарх, говоривший на греческом языке, использует слово «баптизо» для описания черпания вина погружением кубка в чашу, а Платон - образно, для забрасывания вопросами. Иными словами крещение это погружение в воду. Но кого, для чего и зачем?

Теперь нам нужно обратиться к Библии для того, чтоб разобраться со смыслом этого обряда.

Первый раз мы встречаем крещение в Новом Завете в Евангелии от Матфея: “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. (Матф.3:1-2)

Что делал Иоанн Креститель? Проповедовал покаяние. Еще одно интересное слово. “Покаяние” означает перемену ума, сущности человека. Другими словами, Иоанн Креститель проповедовал людям, чтоб они изменили свое отношение к жизни, признали свою греховность перед Богом и изменили жизнь. И когда это случалось, он крестил их в Иордане.

“Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои”. (Матф.3:5-6)

Само погружение в воду оказывается ничего не значит. Мы же не называем купание в реке крещением? Но когда человек отказывается от греховной жизни и посвящает жизнь Богу, чтобы жить по новому – это покаяние, и в ознаменование своего посвящения Богу он может теперь принять крещение.

Иоанн Креститель преподал крещение Самому Иисусу Христу. В честь этого события мы и празднуем праздник крещения Господня.

“Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него”. (Матф.3:13)

Для Иисуса Христа крещение означало посвящение на служение, каяться Ему было не в чем, так как Иисус был и оставался святым Богом в теле человека.

Но мы, обыкновенные люди, нуждаемся в покаянии и изменении ума, нашей сущности и жизни. В Писании мы видим, что Иоанн Креститель не преподавал крещение всем подряд, он не просто окунал в воду людей, он крестил покаявшихся, тех, кто осознал свою греховность и исповедовал, то есть, мог назвать своими именами свои грехи.

По сути, крещение тогда и сейчас должно было означать границу между верующими и неверующими. К Иоанну Крестителю выходило много людей, эти люди стояли на берегу Иордана и смотрели, как покаявшиеся принимают крещение. Тогда всем было понятно, что это значит - прийти к Иоанну и окунуться в Иордан. Это означало, что старое прошло, я живу теперь по-новому. К сожалению, сейчас эта граница стирается и стирается потому, что мы теперь не понимаем смысла этого обряда.

Существует еще одно место в Библии, которое нам необходимо рассмотреть для понимания смысла крещения : “Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.” (1Пет.3:21)

Погружение в воду без покаяния ничего для Бога и для нас не значит. Мытье в бане или купание в реке- это не крещение. Но обещание Богу доброй совести обязательно должно быть в крещении. О какой доброй совести здесь говорится? Если крещение совершается в ознаменование покаяния, то добрая совесть, которую мы обещаем Богу во время крещения, означает обещание всеми силами, всем сердцем хранить себя в дальнейшем от греха. В крещении человек обещает Богу не кривить душой, быть искренним перед Богом и собой, не перешагивать через свою добрую совесть. Крещение - буквально граница между прошлой жизнью и будущей, старой жизнью и новой, греховной жизнью и жизнью с доброй совестью перед Богом.

Так же обратите внимание на слово обещание. Это не просто обещание самому себе начать с очередного понедельника новую жизнь. Это обещание Богу. Человек, принимающий крещение, обещает Богу быть верным своему решению жить свято. И это самое серьезное решение в жизни. Библия использует слово «завет». Крещаемый вступает в завет с Богом, обещав ему добрую совесть. Другими словами, крещение не должно быть очередным необдуманным поступком или поступком, смысл которого мы не понимаем. Крещение не должно быть чувственным и временным порывом. Крещение должно быть осознанным решением, затрагивающим всю жизнь.

Итак, мы с вами увидели, что крещение - это не просто очередной обряд, который почему-то совершают люди. Библия в крещение вкладывает большой смысл. И понимание этого очень важно для нас. Хочу призвать Вас, дорогой читатель, основывать свою жизнь на Библии. Возьмите Библию и прочтите эти места, которые автор цитировал в этой статье. Вникните в смысл этих слов и послушайте сердцем то, что Бог говорит лично Вам через Свое Слово.

Владимир Шипицин, пастор церкви города Тулун, бакалавр богословия.
Название служения: 
Категория назидания: 
Метка (тема) статьи: