Человек и грех не созданы друг для друга

Номер выпуска: 
В последнее время я как-то по-особенному начал понимать, что мои представления о грехе, как и представления о нем любого христианина, существенно отличаются от представлений человека, не верующего в Бога. Часто то, что для христианина грех и совершенно неприемлемо, для неверующего всего лишь интересное приключение или небольшая ошибка. А ведь это, пожалуй, один из основных моментов, от понимания которых зависит жизнь человека, и не только жизнь сегодняшняя, но, что гораздо важнее, жизнь вечная. Что же такое грех и почему он так страшен для человека, что сам Бог отдал Своего Сына на крест, чтобы искупить грех и дать возможность человеку спастись от его последствий – осуждения и смерти? Почему сейчас в мире умаляется значение греха в жизни человека и всячески скрывается его страшное воздействие на человеческую природу? Недавно в Ангарск приезжал Павел Анатольевич Бак, ректор Московского Теологического Института. Мы попросили его поделиться своим мнением о том, что он думает о грехе, и как учит относиться к греху Церковь.
Редактор Андрей Данилов

Понятие греха имеет разное значение в Церкви и в обществе. В обществе слово «грех» является просто синонимом слов «ошибка», «слабость». Грех рассматривается только в плоскости природы человеческого характера. Если обычный человек, который не приобщен к познанию Господа, совершает действия, которые Церковь квалифицирует как грех, то для такого человека это действие не слишком его обременяет, при условии, что его поступок не стал предметом осуждения в обществе, не стал публичным. Но совесть каждого человека все равно говорит ему, что такое хорошо и что такое плохо. Совесть – это качество, данное каждому от Бога.

Церковь учит, что грех – это действие, направленное против Бога. Любое действие, которое не соответствует Богом установленным правилам, нормам морали, этике духовной и нравственной жизни, которое человек может ощущать через совесть – это грех. Неважно, какого масштаба или характера это действие, большое оно или маленькое в человеческом понимании - это всегда восстание человека против Бога, творения против Творца. Поэтому по учению Церкви грех имеет всегда значение абсолютно отрицательное. И он всегда разделяет человека и Бога, любой грех, даже «невинная» ложь. Апостол Павел говорит: «Грех весьма грешен». Грех никогда не несет в себе свободы. Он оказывает влияние связанности на человека. Согрешивший человек, который обличается своей совестью, полностью меняет модель своего поведения, она становится «компенсаторской», он всем старается доказать, что он не такой, каким его воспринимают. В своих собственных глазах, через ощущение своей совести, он становится грешным для всего общества, он начинает не любить, а зачастую и презирать самого себя. Поэтому грех ставит человека в очень сложную, неадекватную зависимость от ощущения последствий самого греха. Человек становится обремененным последствиями греха в совести, в обыденной жизни. Влияние греха в его последствиях сказывается на поведении человека и на его социальной связи. Грех разрушает отношения между близкими людьми. Грех лежит в основе межнациональных и межгосударственных конфликтов. Грех всегда противопоставляет интересы Бога и человека, а также интересы межличностных взаимоотношений.

Церковь учит и должна учить, что грех в своей природе – это состояние человека, отделенного от Бога. Грех изменяет природу человека, всегда отдаляет человека от Божьей истины.

Грех крайне опасен потому, что его природа не совместима с природой жизни. Грех и смерть – это категории одной плоскости внебожественного бытия. «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23). Поэтому Церковь учит так, как говорит Святое Писание: только Бог, прощающий грех, восстанавливает отношение человека с Ним и возводит прощеного человека в состояние измененной природы, сущностной природы, природы, ведущей к вечной жизни, а не к смерти. Поэтому будем удаляться от греха и держаться Божьей благодати.

П. А. Бак
Название служения: 
Категория назидания: